Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ребенку высказывать свои мысли, тем шире его познания в окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В чем состоит работа логопеда?
- исправление звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- уточнение и обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи (составление предложений, рассказов, пересказ текстов);
- подготовка руки к письму;
- развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение).
Этапы развития речи
Годовалый ребенок понимает значение многих слов, к полутора годам в речи ребенка около 20 слов, в два — около 50. В то же время появляются и 2 — 3 сложные предложения. На третьем году жизни дети рассматривают картинки в книжках, слушают и понимают короткие истории (не более 10 минут). В словарном запасе ребенка порядка 1500 единиц. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные предложения, может построить развернутое высказывание.
Родителям стоит беспокоиться, если к 3 годам
- ребенок не пытается подражать новым словам в течение 3 — 5 месяцев после того, как они были произнесены им впервые;
- при появлении речевого подражания ребенок вместо целого слова произносит только его часть («купи» — «пи»);
- ребенок не использует глаголы, не строит предложений, высовывает во время речи язык между зубами.
В четыре года фразовая речь ребенка включает предложения из 5 - 6 слов. В это же время дети начинают сопровождать речь игрой. Ребенок употребляет все больше синонимов и антонимов. Словарный запас в четыре года около 2000 слов.
К пяти годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к шести и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами.
Родителям стоит беспокоиться, если к шести годам ребенок:
- неправильно произносит звуки, искажает слоги;
- не может связно рассказать о том, что произошло;
- не ориентируется в родо — видовых понятиях (кошка, пантера — животные, кабачок, помидор — овощи и пр.);
- не может подобрать к слову синоним или антоним;
- редко использует жесты.
Родители должны следить не только за тем, чтобы словарь ребенка пополнялся новыми словами, но и уточнять слова, которыми он пользуется, но имеет неточное представление о предмете (борода и подбородок, табуретка и скамейка). Если ребенок употребляет слово непринужденно и по смыслу, значит это слово действительно вошло в его активный словарный запас.
|